Анализ российского рынка пластиковых карт

Эксперты Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ изучили российский рынок пластиковых карт и теперь готовы поддержать правительство и Минфин, которые хотят ограничить наличные расчёты в экономике. Чтобы рынок развивался, нужно заставить платёжные системы Visa и MasterCard немного снизить тарифы и ограничить наличные платежи [6].

Общероссийский опрос MasterIndex показал: россияне стали активнее использовать банковские карты в повседневной жизни. Об этом говорится в итоговых данных опроса MasterIndex, посвященного потребительским привычкам держателей банковских карт.

53% жителей российских городов являются держателями 2-3 пластиковых банковских карточек, еще 15% имеют четыре карты и более. Однако при этом больше половины владельцев регулярно пользуются карточкой лишь одного банка. В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 16 до 50 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч и выше, из 8 федеральных округов. Выборка репрезентирует взрослое, экономически активное городское население России.

Больше половины (53%) жителей российских городов имеют на руках 2-3 пластиковые банковские карточки, еще около трети (28%) – одну. 15% опрошенных заявили, что являются обладателями четырех и более карточек. Лишь 4% горожан не имеют пластиковой карточки ни одного банка. (см. прил. А)

Интересно, что наибольшая доля владельцев четырех и более банковских карточек приходится на наиболее молодую группу респондентов – до 25 лет (20%). Затем этот показатель неуклонно снижается с возрастом опрашиваемых – чем старше респондент, тем меньше банковского «пластика» у него в кошельке.

Аналогичная ситуация наблюдается не только с владением, но и с регулярным пользованием банковскими карточками. Молодые респонденты чаще, чем другие возрастные группы, регулярно используют больше 4-х карточек. При этом больше половины опрошенных (53%) все-таки предпочитают регулярно пользоваться одной банковской карточкой, еще у 41% одновременно находятся в обращении две-три карточки. И лишь 5% респондентов регулярно находят применение для 4-х и более карточек.

Наиболее популярная функция банковских карточек – снятие наличных в банкоматах - ею пользуются 68% опрошенных. На втором месте – оплата покупок и услуг в «оф-лайне» - в магазинах, ресторанах, салонах и т.д. (63%). Оплату услуг через банковские терминалы/банкоматы также используют больше половины владельцев карт (55%). 42% опрошенных оплачивают с помощью карточек покупки и услуги в интернете. 33% используют ее для накопления средств. Эти две функции наиболее популярны у респондентов в возрасте до 35 лет [7].



Участникам опроса, которые заявили о пользовании банковских терминалов банкоматов для оплаты услуг, отдельно был задан вопрос о том, какие виды платежей они чаще всего проводят. Выяснилось, что чаще всего респондентов интересует оплата услуг интернета, телефонии и ТВ (81%). На втором месте – оплата услуг ЖКХ (63%) и денежные переводы (53%). Хотя рейтинг подобных услуг у молодежной аудитории (до 25 лет) выглядит иначе – на первом месте у молодых респондентов оказалась услуга денежных переводов (76%).

Безусловным лидером по востребованности своих пластиковых карт стал Сбербанк России. 70% владельцев пластиковых карт заявляют, что регулярно используют карту именно этого банка. На втором месте с большим отрывом – ВТБ (17%), на третьем - Альфа банк (7%).

Российский рынок пластиковых карт характеризуется дуополией двух международных игроков – платежных систем Visa и MasterCard.Специалисты прогнозируют, что рынок банковских карт в России в ближайшие 5 – 10 лет не будет конкурировать со сферами электронных денег, мобильных платежей. Эти сегменты пока будут развиваться параллельно.

Многие эксперты и участники рынка пластиковых карт полагают, что государство должно вмешаться в развитие российского рынка пластиковых карт. Без этого он окажется в тупике. А вмешаться оно может, лишь ограничив расчеты наличными средствами. А сами банки должны развивать инфраструктуру, помогающую производить расчеты при помощи пластиковых карт, причем не только в самых крупных городах. Нужно добиться того, чтобы человеку не приходилось полдня искать банкомат либо терминал оплаты услуг, чтобы воспользоваться своей пластиковой картой. Важным параметром, оказывающим влияние на развитие платежей с использованием платежных карт, является их распространенность. В этой связи стоит отметить, что в 2011 году на российском рынке платежных карт сохранилась положительная динамика развития, как сферы эмиссии, так и сферы эквайринга. Количество эмитированных карт выросло на 38,5%, а количество и объем операций с платежными картами - на 30% .

Кроме того, с 2009 по 2011 год отношение объема безналичных операций, совершенных на территории России с использованием платежных карт, к ВВП увеличилось с 2,5% до 5,9%. Увеличилась и доля указанных операций в розничном товарообороте с 3,8% до 7,9%.



По результатам развития российского рынка платежных карт можно отметить, что в 2011 году сохранялась положительная тенденция развития инфраструктуры, обеспечивающей проведение операций с использованием платежных карт, как по безналичной оплате товаров и услуг, так и по получению наличных денежных средств. За год количество устройств, принимающих платежные карты, увеличилось на 20,9%.

На конец 2011 года на территории России для осуществления операций с использованием платежных карт насчитывалось 837,2 тыс. устройств, в том числе банкоматов, которые использовались как для выдачи наличных денежных средств, так и для совершения платежей в адрес предприятий торговли (услуг).

Операции по выдаче наличных денежных средств с использованием платежных карт осуществлялись кредитными организациями с использованием 118,0 тыс. электронных терминалов, 112,1 тыс. банкоматов и 4,1 тыс. импринтеров (темп прироста за 2011 год составил 24,7%, 15,5% и -5,5% соответственно).

Для совершения платежей с использованием платежных карт на предприятиях торговли (услуг) кредитными организациями были использованы 528,5 тыс. электронных терминалов и 28,9 тыс. импринтеров (темп прироста 21,6% и -1,7% соответственно). Безналичные операции также совершались посредством 136,2 тыс. банкоматов и 15,9 тыс. электронных терминалов удаленного доступа, темп прироста которых за 2011 год составил 24,0% и 79,3% соответственно.

На конец 2011 года на долю 10 из 679 кредитных организаций, обслуживающих платежные карты и эмитирующих банковские карты приходилось 60% банкоматов, 70% электронных терминалов и 86% импринтеров.

Следует отметить, что в 2011 году в качестве приоритетного направления технологического развития устройств кредитные организации рассматривали увеличение их числа за счет многофункциональных банкоматов и терминалов. Положительной тенденцией 2011 года можно считать продолжение дальнейшего развития проекта создания консолидированной инфраструктуры розничных услуг заинтересованных кредитных организаций, доступной для всех их клиентов на единых финансовых условиях, как если бы операции совершались в инфраструктуре одной кредитной организации. На конец 2011 года объединенная инфраструктура 50 кредитных организаций - участников данного проекта (в 2010 году – 30 кредитных организаций) включала в себя около 10 тысяч банкоматов (в 2010 году – 5,9 тысяч банкоматов), расположенных в большинстве регионов Российской Федерации. Помимо данных устройств, указанная инфраструктура также включает в себя пункты выдачи наличных (ПВН) кредитных организаций - участников проекта.

Кроме того, в течение 2011 года более двух десятков кредитных организаций реализовывали соглашения на основе двух- и трехсторонних договоров путем объединения собственных банкоматов и ПВН в единые сети. Во многом это обусловлено размером межбанковской комиссии, установленным международными платежными системами VISA и MasterCard, когда при совершении операции по снятию наличных денег, банком-эмитентом возмещается банку - эквайреру, которому принадлежит банкомат или ПВН, выданная держателю платежной карты сумма, а также выплачивается межбанковская комиссия за обслуживание данной операции.

Реализация на практике подобных соглашений позволяет кредитным организациям, их участникам, помимо повышения для своих клиентов доступности банковских услуг за счет увеличения инфраструктуры, устанавливать внутренний единый размер межбанковской комиссии, наиболее выгодно отличающийся от размера межбанковской комиссии, установленного в МПС.

По оценкам десяти крупнейших банков – эквайреров, по таким параметрам как количество и объем операций, совершенных на предприятиях торговли (услуг), к одному из основных факторов, сдерживающих развитие торгового эквайринга в России, также относится высокий размер межбанковских комиссий (устанавливается МПС без учета мнения российских банков), доля которого в общем размере торговой уступки составляет до 70%. В настоящее время вопросу регулирования межбанковских комиссий, устанавливаемых платежными системами, с учетом соблюдения интересов участников рынка платежных услуг, уделяется серьезное внимание со стороны Межведомственного совета по подготовке предложений по разработке мер, направленных на оптимизацию платежного оборота на территории Российской Федерации, созданного Приказом Минфина России № 398 от 1.11.2011 г. (далее – Межведомственный совет), в состав которого входят представители Банка России, заинтересованных министерств и ведомств, банковского сообщества, а также участников рынка платежных услуг.


3423407969895858.html
3423416291362148.html
    PR.RU™