Педагогическая технология

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения задач данного класса. В образовании, в виду его сложности и неоднозначности действия законов и норм, технологии не носят универсального характера, поэтому зачастую предпочитают использовать более гибкий вариативный подход – конструирование педагогом конкретной методики обучения.

В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов. Технология всегда предполагает конкретность задаваемых целей, оптимальность процедур их достижения, обратную связь, коррекцию, диагностируемость результатов. Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П.Митчелл).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов (И.П. Волков).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Лекционно-семинарско-зачетнаяформа обучения относят к традиционным технологиям. Она имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны Отрицательные стороны
Систематический характер обучения
  • Шаблонное построение, однообразие
Упорядоченная, логически правильная подача материала
  • Нерациональное распределение времени занятия
  • На занятии обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале. А достижение более высоких уровней перекладывается на домашнюю работу
Организационная четкость
  • Учащиеся изолируются от общения друг с другом
  • Отсутствие самостоятельности
Постоянное эмоциональное воздействие личности преподавателя
  • Пассивность или видимость активности учащихся
  • Слабая речевая деятельность
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении
  • Слабая обратная связь
  • Усредненный подход
  • Отсутствие индивидуального обучения

Рефлексия (лат. reflexio – обращение назад) – самопознание в виде размышления над собственными мыслями, переживаниями, ощущениями (К.К. Платонов), интеллектуальный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования собственной деятельности (А.В. Хуторской), выяснение того, что было в ней удачным и неудачным, познание себя, своих возможностей, и того, как другие воспринимают действия «рефлексирующего». Элементы рефлексии, критической самооценки были издавна заложены в обучение, прежде всего на этапе анализа педагогом своей деятельности. В последние десятилетия рефлексия осознается как самостоятельный и важный элемент деятельности и учителя, и учащихся.



Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория и способы классификации и систематизации элементов сложных областей действительности, имеющих иерархическое строение. Таксономия педагогических целей – классификация совокупности педагогических целей, внутри которой выделяют категории и уровни целей, т.е. выстроена их иерархия. Пользуется известностью таксономия целей обучения американского педагога и психолога Б.С. Блума.

Цель - образ желаемого результата, который хотят получить к определенному моменту времени. Если субъект понимает, что за проблемы он хочет решить, то в целях он должен фиксировать, какие конкретные результаты будут получены к определенному сроку. За абстрактными формулировками целей всегда скрывается отсутствие содержательного видения желаемых результатов. (Днепров Э.Д., 1996,с.103) Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М.: Федеральный ин-т план образования, 1996.


3424591500489592.html
3424607143876880.html
    PR.RU™