БИЛЕТ № 12: 1.Раскройте значение и особенности возрастания физических нагрузок для ..

К специфическим принципам построения тренировочного процесса относят: единство общей и специальной физической подготовки, непрерывность и цикличность тренировочного процесса, постепенное и максимальное повышение тренировочных нагрузок. При реализации этих принципов создаются оптимальные условия для совершенствования двигательных навыков и повышения функциональных возможностей организма.

Физическая работоспособность - это способность спортсмена эффективно выполнять большие тренировочные, соревновательные нагрузки и технико-тактические действия, т.е. максимально возможное число различных видов специфических двигательных действий, на протяжении заданного времени (например, на протяжении игры). В основе физической работоспособности лежит функциональная система, которая должна быть стабильной (по основным компонентам - управление движением, энергообеспечение, исполнительные органы) и может быть изменчивой, т.к. зависит от мотивации, внешних условий и внутреннего состояния спортсмена. Оптимальную деятельность такой функциональной системы обусловливают эффективная переработка различных сигналов из внешней и внутренней среды, адекватное программирование двигательной деятельности и соответствующее энергообеспечение. Формирование функциональной системы, обеспечивающей высокую работоспособность, достигается грамотно организованным тренировочным процессом.

Ведущими принципами в тренировочном процессе являются принципы повторное™ и возрастания физических на!рузок. Базируется данный принцип на закономерностях течения адаптации, которая обеспечивает жизнеспособность организма в изменяющихся условиях внешней среды и представляет процесс адекватного приспособления функциональных структур и систем.

Любая адаптация организма, в том числе, к физическим нагрузкам, заключается в мобилизации и использовании функциональных резервов организма, а также в совершенствовании имеющихся физиологических механизмов регуляции.

Различают срочную и долговременную адаптацию. Срочная адаптация возникает после начала действия раздражителя и реализуется на основе готовых, ранее сформированных физиологических механизмов и программ. Особенность срочной адаптации заключается в том, что деятельность функциональных систем протекает на пределе их возможностей и при почти полной мобилизации физиологических резервов.Долговременная адаптация развивается постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов внешней среды. Долговременная адаптация формируется на основе повторных «следов», оставляемых срочной адаптацией при непрерывном воздействии физических упражнений. Так, усиленный выброс катехоламинов (адреналина, норадреналина) и глюкокортикоидов вызывает усиленный синтез белков, то есть оставляет структурный след. Вследствие этого активизируется синтез нуклеиновых кислот в сердечной мышце и скелетных мышцах и происходит морфофупкциональная перестройка, которая заключается в гипертрофии мышечных волокон и увеличении силы их сокращения.Долговременная адаптация развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется количественным и качественным накоплением структур, ответственных за работу организма на новом уровне, и, соответственно, оптимизацией функций. В результате повторных нагрузок в ЦНС возникают новые временные связи, формируются новые функциональные системы. В результате «следовых» реакций, обеспечивающих новый уровень реализации возросших потребностей организма, активируется гипофизарно-адренокортикотропная система, увеличивается секреция соматотропного гормона. Эти изменения способствуют росту и развитию всех систем организма. Повышение интенсивности и длительности физических нагрузок ведет к увеличению числа сокращающихся мышечных волокон, активации биохимических процессов, увеличению мощности систем аэробного и анаэробного энергообеспечения. Перестройка обмена носит целесообразный характер: экономное расходование энергии - в состоянии покоя, и повышенная мощность метаболизма - в условиях физического напряжения. Для развития работоспособности используется широкий диапазон интенсивности двигательных действий: от высокоинтенсивных до малоинтенсивных (пробежки, паузы), что необходимо для восстановления перед следующим моментом выполнения высокоинтенсивной деятельности и освоение экономной техники выполнения движений.Таким образом, соблюдение принципа возрастания нагрузок с физиологических позиций физиологически обусловлено тем фактом, что адаптационные изменения в организме возникает только при изменении величины действующего фактора (увеличение нагрузки). К длительно повторяемым нагрузкам одинаковой интенсивности организм «привыкает», то есть адаптируется. Для повышения морфофункционатьных возможностей организма, необходим переход на новый уровень адаптации, что и обеспечивается увеличением нагрузки. Однако следует помнить, что адаптационные возможности организма не беспредельны. Если при достижении спортивной формы и ее сохранении в течение 2-5 месяцев продолжать увеличение объема и интенсивности физической нагрузки, рано или поздно наступит «срыв» адаптации, что обусловлено лимитированным запасом энергетических и пластических веществ в организме.





2.Раскройте значение педагогического контроля в физическом воспитании и спорте. …

Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов, нагрузок. Цель – прослеживание динамики педагогически направленных воздействий, отклика на них и внесение необходимых коррективов в первоначальный план. Формы (виды): 1. Предварительный – в начале учебного года, целесообразная организация пед процесса, распределение по группам. 2. Оперативный – определение срочного тренировочного эффекта в рамках одного занятия (ЧСС), позволяет регулировать нагрузку. 3. Текущий – выявить реакцию организма на нагрузку после занятия. Позволяет планировать занятия последующие. 4. Этапный – отслеживание кумулятивного тренировочного эффекта мезоцикла (четверти).5. Итоговый контроль – в конце учебного года для определения успешности выполнения учебного плана, корректировка последующего планирования. Методы: пед наблюдение, опросы, приём контрольных нормативов, тестирование, хронометрирование и пульсометрия, функциональные пробы.

Требования к проведению: своевременность, объективность, точность и достоверность, простота исполнения и наглядность.


3466568165852127.html
3466594028964678.html
    PR.RU™