Диалектика необходимости и свободы в истории общества. Фатализм и волюнтаризм.

фаталисты: вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий

Виды:

1. светский

2. технологический детерминизм (у чел не может быть свободы, технология диктует свои законы)

3. социобиология (генетическая наследственность определяет поведение человека)

волюнтаристы: отрицали зависимость воли и действия людей от объективных условий их жизни, говоря что человек располагает абсолютной свободой воли, а развитие общества есть ни что иное как простое хаотическое нагромождение случайных событий возникших по воле людей.

Первые попытки диалектического решения проблемы (свобода и необходимость):

Революции тех времён показали, что народ может быть творцом истории и в этих условиях Спиноза, Гегель и др. пытались найти связь между свободой и необходимостью.

Спиноза: отвергал идею об абсолютной свободе воли и в своих работах («Этика») он говорил, что понятие свобода не противоречит понятию необходимости

Гегель: Он рассматривал свободу, как продукт необходимости развития истории общества, а всемирную историю как прогресс в сознании свободы.

И Спиноза и Гегель диалектически решили эту проблему, т.е. необходимо тогда превращаться в свободу, когда человек ее познал.

Сущность понимания свободы и необходимости:

материальное впервые в истории общественной мысли:

Необходимость–закономерные связи тех условий в кот живут и действуют люди; Это законы природы и социальные законы

Свобода - сознательная деятельность людей, которая согласуется с необходимостью

Человек свободен в своих действиях, если его деятельность опирается на необходимость, тогда результат действия совпадает с целью и человек достигает желаемого.

Следовательно успешность этой проблемы сводится к выяснен соотношения между сознательными целями деятельности людей и конечным результатом этой деятельности.

2)-необходимость и есть основа человеческой деятельности

3)-нужна мера активной работы для осуществления этой необходимости

4)-изменения условия проявления закона.

Уровни свободы (аспекты рассмотренные свободой):

1. свобода связана с познанием и овладела с законом природы

2. свобода связана с познанием законов общественного развития

3. Свобода личности (общественная свобода)

Вывод: В деятельности человека не может быть никогда абсолютной свободы, следовательно, свобода относительна. В деятельности человека не господствует абсолютная необходимость, следовательно необходимость относительна.


3664872522504632.html
3664930357721852.html
    PR.RU™